Производство Торговая площадка
Для получения более детальной информации свяжитесь с Вашим региональным
менеджером

Насосы вокруг нас« назад

Поверните рукоятку крана на третьем, пятом или десятом этаже вашего дома. Из крана потечет вода. Ее подает насос. К быстро вращающимся деталям двигателя автомобиля или самолета масло нагнетается также насосом. Ни один велосипедист не отправится в путь, не накачав шины. При изготовлении электронной лампы из нее, наоборот, выкачивают воздух, иначе лампа не будет работать. Насосы накачивают, выкачивают и перекачивают воздух, воду, нефть, молоко, бензин и даже цемент.

Почти на каждую букву алфавита есть насосы: артезианские, буровые, вакуумные, гидравлические, диафрагменные, дозировочные, землеройные, крыльчатые, лопастные, нефтяные, паровые, роторные, струйные, центробежные, шестеренные, эжекторные.

С насосами вы встречаетесь на каждом шагу. Они окружают вас даже в комнате: пульверизатор, пылесос, обычный вентилятор — тоже насосы. А холодильник? Он отнимает тепло у менее нагретых тел и отдает его более нагретому — воздуху комнаты. Поэтому холодильник называют тепловым насосом. Когда же появился первый насос?

Перенесемся мысленно на несколько тысячелетий назад. Мы в древнем Египте. Жаркое солнце, зной и, как контраст, зелень прекрасных садов фараона. Для них нужна влага, много влаги, поэтому днем и ночью вращаются большие колеса с ковшами по окружности. Они черпают живительную воду Нила и выливают ее в желоб, по которому вода устремляется к дворцу. Водоподъемные колеса — первые насосы.

Они приводились в движение мускульной силой рабов или животных. В древней Греции были известны винтовые водоподъемные механизмы. В них для перемещения воды использовался архимедов винт. Первый поршневой насос появился, по-видимому, за несколько веков до нашей эры. Изобретение его также связано с созданием водоподъемных средств.

В книге Герона Александрийского «Пневматика» (около I века до нашей эры) описан двухцилиндровый поршневой пожарный насос, изобретенный древнегреческим механиком Ктезибием.

Поршневой насос с небольшими изменениями дошел до наших дней. Принцип его работы очень прост. При движении поршня вниз в камере насоса создается разрежение, и туда, отжимая всасывающий клапан, устремляется жидкость. Затем поршень движется вверх и через нагнетательный клапан выталкивает жидкость в трубу. Современные поршневые насосы применяются там, где необходимо получить большой напор. Это различные компрессоры, пожарные насосы, водопроводные, нефтяные, колодезные, канализационные и другие. При давлениях нагнетания свыше 25-30 кг/с м² поршень обычно заменяют плунжером — металлическим стержнем.

Почти две тысячи лет для подъема воды использовались только ковшовые устройства, архимедов винт и поршневой насос. Бурное развитие техники в XVI-XVIII веках потребовало создания новых, более мощных водоподъемных средств. К этому времени относятся попытки конструирования насосов, работа которых была бы основана на других принципах.

Талантливый французский механик Дени Папен известен многим как создатель первого в мире двигателя внутреннего сгорания. Но мало кто знает, что он первым изобрел удачную конструкцию центробежного насоса (1689 г.). Насос состоял из двухлопастного колеса, вращающегося в кожухе постоянного сечения. Впоследствии Папен усовершенствовал конструкцию, применив многолопастное колесо и спиральный кожух.

Изобретение центробежных и роторных насосов не решило в то время проблему эффективного подъема воды, так как тогда не существовало двигателей, способных развивать большое число оборотов. Только после появления мощных двигателей центробежный насос стал способен перекачивать большие массы жидкости в короткое время.

В нем вода поступает в среднюю часть корпуса. Крыльчатка сообщает частичкам воды вращательное движение, а развивающаяся при этом центробежная сила отбрасывает их к краям лопастей, где установлена нагнетательная труба.

Поршневые насосы и центробежные не единственные представители великой армии насосов. В 1738 году вышла книга Д. Бернулли «Гидродинамика или записи о силах и движении жидкости». В ней впервые было приведено уравнение, теперь носящее имя автора книги.

По закону Бернулли с увеличением скорости движения жидкости давление в ней падает. То же самое относится и к газу. Уравнение Бернулли, являющееся выражением закона сохранения энергии для жидкости, вместе с рядом других уравнений служит теоретической основой для создания многих гидромашин, в частности пропеллерного насоса и эжектора.

Эжектор состоит из сопла, в котором создается поток газа или жидкости (так называемой рабочей среды), всасывающей камеры и диффузора. Рабочая среда, движущаяся с большой скоростью, создает в камере разрежение, всасывает воздух и увлекает его за собой. Лопасти пропеллера имеют профиль, напоминающий крыло самолета. При вращении пропеллера воздух обтекает каждую лопасть, и так как скорость обтекания с различных сторон лопасти неодинакова, создается разность давления. Она-то и перемещает газ или жидкость в нужном направлении.

До 20-х годов нашего столетия насосы в основном использовались только для перекачивания воды. Затем они стали применяться для перемещения жидкостей различной вязкости и даже твердых сыпучих тел. Сейчас невозможно представить себе ни одну отрасль промышленности, где бы широко не применялись насосы.

Они могут создавать давление до 500 атмосфер и разрежение порядка 10-8 мм ртутного столба. Один из самых маленьких насосов (в авторучке) весит граммы, а один из больших — 75 т. Крупный осевой насос может перекачивать 66 000 м³ воды в час. Это значит, что 100 таких насосов эквивалентны Днепру.

Чтобы создать плазму, надо из магнитной ловушки откачать воздух. Для этого применяются вакуумные насосы. Для перемещения жидкого металла на металлургических заводах применяются электромагнитные насосы. Аэродинамическая труба, в которой продувается целый самолет — огромный пропеллерный насос. Вместе с автомобилями насосы перемещаются по земле, установленные на подводных лодках опускаются под воду, вместе с самолетами летают по воздуху.

Откройте любую книжку по ракетной технике. Там вы прочтете, что топливо в камеру сгорания подается насосами. Вместе с ракетами летят они в космос. Все это говорит о большом значении специальной отрасли машиностроения — насосостроении.

Сейчас наша промышленность выпускает более четырех тысяч различных видов насосов. От водопровода до ракеты, от вентилятора до атомной станции — таков диапазон применения насосов-тружеников.

Автор: Л. КОРЕНБЛАТ

холодильник

26.10.2011, 1066 просмотров.